Владимир Завальнюк: «Человечество никогда ничему не учится!»

завальнюкО режиссере, актере, человеке… О том, кто живет театром в театре.

Мы познакомились жарким летом. И это знакомство стало моим спасением — от ежедневных мозго-штурмовых усталостей, от выматывания себя в познании новых неизведанных миров с расширением сознания. И от укоров души, что не в своем пространстве блуждаю…

Босиком по земле, в созерцании воды и огня, укутавшись в воздух и питая эфир — и так практически каждые августовские воскресенья. Такие себе воскресения и упоения души… Микро-космос оживал внутри меня. Думаю, это произойдет и с каждым из вас, кто побывает на спектаклях его театра «Перетворення».

В декабре 2014 года в Киеве на киностудии Довженко в Центре науки и искусств «Дия» состоялись премьерные показы спектакля «Король Лир» в постановке Владимира Завальнюка.

— Почему вы решили поставить спектакль по Шекспиру? И почему именно «Король Лир», не «Гамлет» или другие его пьесы?

— «Гамлет» — это трагедия ума человеческого, а «Король Лир» — трагедия сердца человеческого. Мне кажется, эта тема безумно актуальна, когда такие исторические пласты сдвигаются. Все зависит от человека, его внутренних ходов. Меня больше всего потрясло то, что человечество никогда ничему не учится. Вот это самое страшное.

Казалось бы, «Король Лир» – простенькая штучка по первому плану. Лир – король Англии, такой человек не мог быть не вменяемым; он завоевывал земли, правил страной, государство в расцвете. Неадекватный человек этого делать не мог. Что делает власть с человеком? Происходят психические перемены: теряются контрольные метки, и его начинает нести. Он забывает о законах гравитации, считая себя планетой. Он есть три кита и та земля, которая на этих китах. А, оказывается, нет — человеческая природа совершенно иная — и об этом никогда нельзя забывать. Эта пьеса об ответственности человека, да и «Гамлет» об этом, впрочем, как и всё искусство.

— Вы находите параллели с теми событиями, что происходили в стране в последнее время?

— Безусловно. Хотя неоднозначно, не линейно. То, что происходило в нашей стране, и не только в нашей, этот геополитический сдвиг (я в свое время достаточно много читал и фильмов смотрел, я же вырос в Советском Союзе), и все эти модели существования: фашизма и нацизма, повторяются. Да, это касается нас, потому что мы оказались жертвами. Такой повтор и урок. Казалось бы, умный учится на ошибках других, дурак — на своих, а полный идиот не учится вообще. Но, люди добрые, надо быть ответственными за то, что вы делаете!

король лир

— Каждый режиссер, ставя спектакль по известной пьесе, пытается найти принципиально новый ход, и преподнести новый взгляд. А в чем новизна в вашей постановке «Короля Лира»?

— Я не думаю о принципе новизны. Для меня «Король Лир» — это такая маленькая Вселенная, которая, как зернышки, дает людям все основы. Я постарался использовать принцип абсолютного превращения, точнее будет «перетворення», вербального в иероглифическое. Я максимально сократил текст. Считаю, зрителю нужно давать сплав эмоций и знаков, но вербальные знаки в том числе.

В спектакле задана форма, но исключительно ради содержания, и она принципиально условная. Все, что существует и начинает жить, оно в вечном чемоданчике Пьеро-шута, которым является актер. Он же мудрец, юморист, сказочник, Оле Лукойе, маг и чародей. И он на простых примерах рассказывает историю. Форма, как по мне, достаточно лаконичная, простая и ясная. Для меня самое главное — достичь максимального единения простоты и выразительности. Правда, очень сложно существовать в фактически чужом поле.

— Почему чужом?

— Потому, что у нас не привыкли к театру хотя бы минимально знаковому. Это редко используется. Синтез абсолютной чистоты актерского проживания с максимальным лаконизмом и точностью формы.

король лир 2

— Концепция вашего театра – это театр в театре.

— Это форма, она может быть совершенно разной. Это театр переживания, безусловно, но с использованием современной знаковой системы.

— Возможно, зритель не совсем готов к восприятию таких спектаклей, потому что он привык смотреть академические постановки?

— Я об этом и говорю. Это колоссальная трагедия, как современного театра, так и современного зрителя. У меня есть определенная вера, понимание, видение, конечно, и зритель очень важен. Но если в зале из ста человек, пятеро воспримет и поймет (а понимает на самом деле больше, 15-20), то я уже счастлив. Я уважаю зрителя и стараюсь быть максимально выразительным, но к азбуке надо приучать.

Надеюсь, скоро появится свое помещение и свой зритель, он привыкнет к нашим спектаклям и освоит определенные знаки, и будет лучше воспринимать их. Я много ездил по Европе на фестивали, и знаю, что там это не проблема, люди спокойно читают знаки. У нас же – нет. Можно жутко наигрывать, абсолютно бездарно, заучить текст и говорить его точно, и люди всё поймут и будут довольны. Но я это не приемлю.

Знаки – это всё, что происходит на сцене, каждое движение, даже поворот глаз, элементы декорации – всё это знаки, иероглифы.

— Как вы попытались подготовить своего зрителя перед спектаклем и задать ему нужную установку?

— Я рассчитываю на то, что внимательный зритель увидит всю дорожку, потому что я этот алфавит закладываю. Всё состоит из очень простых букв, которые складываются в слова, а слова в предложения.

— Можете рассказать о костюмах к вашей постановке «Король Лир»?

— У нескольких актеров были современные костюмы: у Глостера, Эдмунда и Эдгара, потому что эти персонажи — определенные архетипы. Эстетика театра в театре, так называемого спектакля из чемодана, и общий ход позволяют создавать такие образы и костюмы. Не я придумал, это в Европе много лет происходит и никого не удивляет, когда существуют архетипы.

— А кто был художником по костюмам?

— Сценография и решение моё, а художник по костюмам — Аня Евтушенко.

король лир 3

— Если сейчас отойти от концепции режиссерской и перейти на актерскую работу. То ваш «Король Лир» какой он?

— Я предпочитаю, чтобы об этом говорили те, кто видел. Я хотел сказать о человеке, который живет сердцем, о человеке достаточно мощном, умном и абсолютно потерявшем связи. И слабость, и силу — два в одном.

— Где вы планируете выступать со спектаклем «Король Лир», кроме Киева?

Спектакль рождается и, конечно, с ним надо ездить по гастролям, на фестивали, за границу. Но этим надо заниматься. У меня сейчас уклон в работу – я практик, режиссер, актер, делаю спектакль один за другим. А ведь нужна еще и не менее мощная служба, которая постановки преподносила бы людям. Это очень важно.

— По сути, в вашем театре некому заниматься этим вопросом?

— Нет. Но я знаю законы. У меня уже была похожая ситуация. Я работал много лет, и, казалось, что всё в песок, впустую, а потом вдруг совершенно случайно пригласили на крупнейший международный фестиваль, где были представлены спектакли со всех континентов, и вдруг я получаю 2 главных приза: диплом за «Лучшую мужскую роль» и «Лучший спектакль фестиваля». Это, кстати, украинский «Вертеп», который будет 26 декабря. Так что, такие вещи происходят. И после этого сразу контракт в Швейцарии, Германии.

— Какие акценты ставите на 2015-й год?

— В последнее время у нас было три сложных работы: «Великий льох», «Третя молитва» за Ярославом Верещаком и «Король Лир». Поэтому я решил немного разбавить. Буду ставить «Дорогая Памелла или как бы нам пришить старушку» Джона Патрика. Это трагифарс, гениальная комедия с элементами драмы и трагедийными блестками. Ход я уже придумал, приступаем к репетициям.

Еще будут ставить «Забавный случай» Карло Гольдони — искрометная комедия, которая говорит о человеческих страстях, о щедрости и глупости. Жанр немного легче, чем был у нас, состоящий, из так сказать, крупнокалиберных орудий. Поэтому в целях — разнообразить репертуар.

вертеп 2

Приглашаю зрителей на украинский спектакль «Вертеп» 26 декабря в 19.00 на киностудию Довженко в Центр науки и искусства «Дия». В начале января там же будем играть «Снежную королеву» для детей.

P.S. Я побывала на спектакле «Король Лир». Это зрелище должен увидеть каждый из вас. Но это будет уже в 2015 году, поэтому все спешим за чудесами на «Вертеп»! :)

Фото со спектакля «Король Лир» взято со страниц актеров: Анны Яремчук и Вячеслава Евтушенко.

Please follow and like us:
Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial