Как привлечь юное поколение к чтению классической литературы

Алёна Романова - писатель, журналист

Алёна Романова — писатель, журналист

Мой текст, который я готовила как эксперт для эфира.

Вот таких 2 вопроса мне прислали для подготовки к эфиру:

«Старшеклассники заменяют прочтение произведений просмотром их экранизаций или знакомством с кратким содержанием в интернете. Как привлечь юное поколение к чтению классической литературы? Понимают ли современные дети проблемы которые описаны в классической литературе?»

В начале эфира я сказала, что действительно не всё понимают дети из мира классической литературы. И дальше стала разворачивать тему как философ.

«Сначала давайте посмотрим на причину – а почему это происходит, что дети не читают классику?

Образовался разрыв времен. И культурный передатчик – язык — изменил общепринятые нормы. Если раньше была четкая линия между разговорной речью с примесью брани и художественным словом, то сейчас это смешалось, слилось. И даже ведущие вставляют в свои программы ругательные слова, чтобы быть ближе к технодетям. Соответственно и другие нормы съехали так сказать. ТВ побежало за блогерами, силиконовыми масками, трансформацией кожи, п.ч эти персонажи дадут эмоцию – грубую, неотесанную, ту, что нарекут живой. А всё остальное назовут «бабушкиной или дедушкиной речью».

Второе это то, что когда снялся моральный колпак, под которым мы с вами ходили свое детство, исчезли нравственные устои, нивелировали морально-этический кодекс, преемственность поколений, что же или кого поставили в центр? Туда поставили божественного ребенка. Потому что даже, когда я начинала работать педагогом на сломе эпох, и пошло – всё для раскрытия потенциала ребенка. И таким образом родители стали тенью, а ребенок стал выше родителей и занял почетное центральное место, что приравняли к уровню «Бог». А моральное вычеркнули и кафтанчик стали всё больше распространять эзотерический, астрологический и тд. Где не надо стараться: «дай свою дату и мы тебе подарим не жизнь, а райский рай».

Третье – мир гаджетов и алгоритмизации. Исходя из предыдущего тезиса, что мы увидели? Этим детям некого было возводить в ранг идеала, какого-то нравственного образца и тд, и они туда возвели сами себя. Я н-р не видела, чтобы 20-летние делали перепосты 40-летних, что мол вот молодец дяденька, пошел получать 2-е образование почти в 50! И возвели не просто себя, а себя с неким клоном себя — со смартфоном, экраном. А 2-й человек/партнер ему, по сути, нужен больше как фон, нежели как личность, как эмоционально близкий. Онлайн-витрина заменила человека. И, конечно, тут нет слова. Оно исчезло. Потому что молодежные певцы поют восклицаниями, междометиями, снабженными непристойными жестами или приправленными шокирующим образом и тд. Так мы потеряли само слово и его рождение требуется заново. Ведь это работа — облечь его в худформу».

(На этом закончилась моя речь во время эфира с известной ведущей, после чего она меня дискредитировала и исключила из общения совсем).

______________________________________

Четвертое – язык стал потребительски-психологический.

Так и слышим «закрой мою потребность», «куда направлять ресурс» и тд. И вся речь она стала звучать практически вот такая плоская, примитивная, где коммуникация напоминает больше торговлю на рынке, но не общение, диалог.

И люди перебегают из одного угла в другой, меняют друг друга, но почему-то этот алгоритм не делает их счастливей. П.ч. тут забывается, что человек это существо духовное. И худлитература это отражатель духовности нации.

Пятое. Идет сращение человека и компьютера/или онлайн-окна, исчезают ремесла.

А если исчезают ремесла, то и уходит язык ре­мес­лен­ни­ков, про­мы­сло­ви­ков и тд. Кому сейчас нужна скатерть вязанная крючком или салфетка? Кто отправит этому хобби учить ребенка? Быстрее отошлют на курс по смм-маркетингу, инстаграм-продвижению. И потому вот язык стал айтишным, техническим, прагматическим. Бездуховным, а остальное даже порицается. «Тебя твоя духовность прокормит?» Так и слышим. И всех гонят в одно стадо – технологическое».

Ну и напоследок, литературный язык это язык культурных учреждений. А что у нас сейчас с ними?

Школа? Стала игрой в клеточки, где надо поставить галочки и многие угадывают и тест пройдет. Уровень образования это схема без осмысления.

Радио, ТВ?

Скандалы, полит-шоу, от которых передозировка у всех, маты, драки. Язык в стиле лидера с вилами и тд. Вот это культурные ориентиры.

ВЫХОД

Как привлечь юное поколение к чтению классической литературы?

Наверное, стоит на национальном уровне создать законопроект, защищающий силу худ.слова. И слова, что вошло в века. А это значит на ТВ, радио, в школах создавать программы/проекты по постановке спектаклей, радионовелл, программы, находящие актуальный смысл в классических произведениях сейчас.

Нужна трактовка этих смыслов, п.ч. произведения метафорические, образные – для современной молодежи с плоским уровнем мышления, заточенным на быстрые деньги, это сложно.

Я находила интересные трактовки рассказов Бунина, но когда слышишь «Меня зовут Тимур Перцев и только я смогу вам объяснить самое мутнейшее произведение, что вгоняет в каматоз», то понимаешь, что его речь быстрее дойдет до юного поколения, чем прекрасно поставленная речь литератора или педагога. https://www.youtube.com/watch?v=Fxcppr0W0BE

Вот несколько комментариев из Ютубе о маленьком рассказе И. Бунина:

  • «Рассказ хоть и короткий, но прочитать не смогла, так как постоянно засыпала при чтении. Как хорошо, что у есть вы!»
  • «Для тех, кто любит «Муть» читать».

 

Вот есть программа «Игра в бисер» с Игорем Волгиным, куда приходит духовная элита: философы, писатели, режиссеры. Вот такое должно быть и в нашей стране. И происходит такая интерпретация современниками, представителями различных жизненно важных направлений. Это и будет поднятие уровня культурной антропологии. И проекция на современную жизнь.

P.S.  

Определение культуры из академического словаря русского языка. Он дает семь значений этого слова, возьмем одно, но ключевое: 1. «Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни.

И на финал:

«Просвещенность, образованность, начитанность. Ежели у начинающего художника есть талант, профессиональные навыки, вкус к культуре, то стремление и законченность приводит его к подлинному мастерству».

(В. Яковлев. О живописи)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *