Пепел и алмаз

pepel-i-almazПосмотрела «Пепел и алмаз» Анджея Вайды , 1958 года.

Сильно, стильно, незабываемо.

Кинематографический почерк чем-то похож на стиль Кавалеридзе: скульптурность, мощная работа с фигурами, глубина мысли.

Всё это заставляет считывать скрытые подтексты, не отрываясь от экрана.

И вот так, кадр за кадром, складываешь лепестки ромашки к центру, идейному замыслу режиссёра.

Пепел и Алмаз

Давно такого наполненного по смыслу фильма не видела. Заскучала по хорошему кинематографу. Стала искать что бы посмотреть. Сначала перепроверила любимого поляка Кесьлёвски, поняла, что пересмотрела его всего (художественные ленты имею в виду, особенно люб «Декалог» и «Короткий фильм о любви»), а потом вдруг на ум пришёл Вайда. Наверное, потому, что летом посмотрела его «Пейзаж после битвы» и врезался он мне, как режиссёр, в память, со своим киноязыком и умением создавать крылатые фразы из одного названия.

А ещё Википедия сказала, что в октябре этого года, Анждея, великого режиссёра, не стало. Почти век прожил великий режиссёр, создав полсотни фильмов, наполненных нетривиальным смыслом.

Буду познавать его дальше. На очереди «Невинные чародеи», «Страстная неделя» и «Поколение».

Ленты, где вопросы души на первом месте (политические темы я опускаю, это для меня вторично).

Какие фразы! Отмеренные на вес золота!

Какие киносимволы!

Какая композиция кадра! Читаешь, читаешь и хочется читать её дальше.

cybulski-zbigniew-role-filmowe-4_6201680

Из моих размышлений

Я вот что ещё подумала, если есть люди-пепел, а есть люди-алмаз, с чистыми душевными помыслами. По сути, они чисты и белы, как снег. А когда на снег сыпется пепел, грязь, то они делают и снег грязным. А потом сыплется новый, свежий снег, и он покрывает грязь, и выходит, снегу никогда не избавиться от грязи, она всегда будет укрыта несколькими пластами, а когда упадет мороз, то он закристаллизует это всё, и грязь навсегда будет впечатана в горизонтали снега. Значит, выражение «белый снег» (в смысле чистый образ) не совсем корректно. Лично мне больше импонирует образ белого лотоса. Сколько его в грязь не окунай, он всё равно поднимется на поверхность, отряхнет грязь, расправит свои лепестки, и снова будет белоснежным, потому что к нему никакая грязь не прилипает.

P.S.

Поскольку по жизни меня влечет Кино и Спорт, то и через Вайду я нашла, что положить на этот кино-спортивный мост. Листая кинохронологию Вайды, нашла удивительный факт: во время съёмок ленты «Пепел» упал с лошади и погиб Адам Круликевич — первый в истории польский индивидуальный призёр Олимпийских игр (конкур, бронза, Париж, 1924г.).

Please follow and like us:
Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial